Нежеланная беременность. Часть 2

Нежеланная беременность. Часть 2
ФОТО: parenting.ru

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на течении беременности? Как мы видели, вынашивание нежеланной беременности всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями. Конечно, каждая женщина в течении беременности, особенно в первом триместре, чувствует тошноту, головокружение, периодическую усталость, раздражение. Но сейчас речь идет о том, что такие состояния слишком сильно выражены и приводят к нарушению здоровья и течения беременности (что подтверждается врачом). В этих случаях наше эмоциональное состояние (постоянно присутствующий фон негативных эмоций или часто повторяющиеся сильные стрессы) изменяют нашу физиологию и поддерживают эти изменения, что и ведет к соответствующим нарушениям. Не забывайте, что подавленные, загнанные глубоко внутрь переживания, которые создают постоянно действующий очаг, «поджаривающий вас на медленном огне», опаснее, чем кратковременные выплески, пусть даже весьма бурные, но перемежающиеся более длительными периодами «эмоционального комфорта». Если вы в первые недели беременности сомневались в необходимости сохранить ее, пережили бурные выяснения отношений с родными или приступы тоски (но к серьезным нарушениям вашего здоровья это не привело), а к началу второго триместра все это «улетучилось», то забудьте об этом и никогда не вспоминайте. Никакого влияния на будущее ваше и вашего ребенка это не окажет. Но если неприятные состояния не покидают вас всю беременность, не дают сосредоточиться ощутить радость жизни, мучают навязчивые тревожные и страшные сны, то есть о чем побеспокоиться. В этом случае обязательно надо искать помощь и поддержку, не забывая, что сами переживания по поводу здоровья и течения беременности - «из той же оперы», организм расценивает их тоже как сигнал о неблагополучии, и получается цепная реакция. Помогут занятия (особенно групповые) по регуляции своих эмоциональных состояний (которые обычно применяются в центрах и школах подготовки к родительству). Ну, и конечно, встреча с профессиональным психологом, лучше таким, который не только владеет навыками и приемами общей психологической работы, но ориентирован в особенностях психологии беременности и в том, как влияет психика мамы (и воздействия на нее психолога) на состояние и будущее развивающегося ребенка. Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на ребенке? Здесь еще много неизвестного науке, однако в народе всегда знали, что переживания матери сказываются на ребенке. В каждой культуре и во все времена существовал свод правил поведения для беременной женщины и даже того, что она должна чувствовать и о чем думать (как известно, смотреть на красивое, а не на безобразное и т.п.). Народная мудрость ошибаться не может. И наука это теперь во многом подтверждает. И здесь надо разделить два аспекта влияния состояний матери на развивающегося ребенка и его будущее. 1. Как состояние матери влияет на физическое развитие ребенка в утробе. Из всего сказанного выше уже ясно, что, конечно, влияют. При состоянии тревоги, стресса происходит нарушение кровообращения, причем разные отделы нашего тела могут включаться в этот процесс с разной интенсивностью. Именно длительная тревога, которая и возникает при наличии устойчивых, глубоко запрятанных причин или ощущении неизбежности неприятных последствий (а именно такой спектр переживаний характерен для нежеланной беременности) «локализуется» в тазовой области и нижней части живота. В результате именно там нарушается циркуляция крови, и снабжение кислородом и питательными веществами плода ухудшается. Если это кратковременные эпизоды, а между ними достаточно длительные «передышки», то опасность невелика. Если же такие состояния постоянны или слишком часты, то конечно, нарушения в развитии ребенка вполне вероятны. В результате ребенок ослаблен, рождается физиологически незрелым, а при постоянных и сильных стрессах или длительном угнетенном состоянии матери в конце беременности может родиться и раньше положенного времени. Кроме того, стрессы снижают иммунитет, и мама с малышом оказываются безоружными перед инфекциями и другими вредными воздействиями. Конечно, такой ребенок после рождения имеет больше проблем и меньше радости доставляет родителям. А если он был не очень желанным с самого начала, то понятно, что дальше будет только хуже. Так что в отношении физического развития малыша все достаточно ясно. Сложнее обстоит дело с его психикой. 2. Как переживания матери влияют на эмоциональное состояние ребенка и как это сказывается на его будущем. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в том, что чувствует и переживает ребенок на разных этапах своего развития в утробе матери, и как это отражается на его дальнейшей жизни. В первом триместре только создаются все органы чувств и те отделы нервной системы и гормональная регуляция, с помощью которых можно ощущать и переживать подобные взрослым эмоциональные состояния, соотносить их с конкретными событиями (читай - состояниями материнского организма, ее переживаниями и некоторыми влияниями извне, например, звуками). Пока все это не будет создано, ребенок еще не может конкретно реагировать на отдельные стимулы, а тем более чувства и мысли матери. Но его физиологическое состояние целиком зависит от материнского, поэтому плохо ему будет все равно (если плохо маме). Как и было сказано выше, устойчивые негативные переживания матери ведут к устойчивым отрицательным изменениям в ее организме и влияют на физиологическое состояние ребенка. Но если она может это исправить (разумеется, чем скорее, тем лучше), или если ее мысли и эмоции не отражаются на физиологическом уровне (а если они не длительные и имеют «выход», мама может их компенсировать более длительными периодами положительных эмоций, то это так и будет), то никаких последствий для будущей жизни ребенка не возникнет. Главное, чтобы вы сами к этим переживаниям больше не возвращались. И не верьте тому, кто внушает вам, что если вы в первые недели хотели сделать аборт, то теперь испортили своему малышу всю жизнь. Нет подтверждений этому ни в науке, ни в практике. Однако, если ребенок остается нежеланным (а если мама всю жизнь не может освободиться от этих мыслей и воспоминаний, то это так и есть), то, конечно, это скажется на его психике отрицательно. Нежеланные (а значит и нелюбимые) дети - это не те, по поводу которых было принято решение «будем рожать и любить» (пусть даже после мучительных раздумий), а те, которых рожать решили, а полюбить не смогли. Так что ваша основная задача - научиться любить ребенка, если вы чувствуете, что это не совсем получается. И опять же, помогут специалисты (психологи, центры и школы подготовки к родительству), ну, и конечно, сам малыш. У него это получится лучше всех, он специально для этого создан природой. Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда все органы чувств у ребенка уже развиты, нейро - гуморальная системы полностью работает, то есть малыш уже чувствует и переживает. Теперь об этом немало известно. После 14-16 недель (то есть во втором триместре). Понятно, что теперь малыш много воспринимает вполне адекватно, он может сопоставить особенности материнских влияний на него (изменение стука ее сердца, шума кровотока в сосудах, напряжение мышц, стиль движений, дыхание, голос) с тем, что происходит вокруг и с тем, что происходит с ним самим. Например, весь «аккомпонимент» маминых стимулов, + недостаток кислорода и неудобство положения тела (мама напряглась, ее мышцы сжались, кровь плохо проходит через пуповину) + ее гормоны, которые прямо вызывают состояние тревоги ребенка, опадая с кровотоком в его мозг + резкий голос папы (или другое воздействие извне). А если весь этот комплекс возникает в ответ не на внешнее воздействие, а прикосновение малыша к внутренней стеке своего домика - матки? Тогда получается, что это ответ на факт моего существования, на мое прикосновение к маме, которое ей неприятно (мешает, страшно, тревожно и т.п.). Я думаю, мамы уже поняли, что тревога по поводу шевеления ребенка (почему от так шевелится, может, с ним что-то не так?) тоже может быть «расценена» самим малышом как сигнал о чем-то отрицательном, связанном с ним самим, а может быть, вообще с жизнью. Если подобные ситуации постоянны, то у ребенка может сформировать устойчивое представление о мире (конечно, представлением оно стане много позже, пока это только ответное чувство): в нем плохо, тревожно, надо искать защиты или стараться от него защититься. А вот это уже может повлиять и на будущие отношения к жизни, если, конечно, после рождения будет подтверждаться и усугубляться такими же действиями и реакциями мамы. И опять же, только она сможет потом исправить ситуацию, не давая ребенку этих подтверждений. Так что здесь опять важны не столько сами события беременности, сколько их продолжение после рождения ребенка. Однако, не забывайте, что ребенок уже в утробе становится избирателен к определенным воздействиям мамы, у него уже есть некоторый прогноз и ожидание последствий. Поэтому, родившись, он уже реагирует совершенно определенным образом на знакомые ситуации (тревогу мамы по разным поводам, ее огорчение, ее отношение к активности самого младенца, ее реакции на близких и т.п.), таким образом иногда провоцируя ее на такие же привычные, но вовсе не полезные им обоим чувства и их выражение. Ну, и понятно, что оно начинает цепляться за другое. Кто может остановить процесс и повернуть его в нужное русло? Конечно, только мама, ребенку это еще недоступно. Вот именно это и надо готовить с беременности, эти качества вырабатывать в себе. Тогда у мамы автоматически снизится тревога по поводу будущего, ведь она уже умеет владеть своими эмоциями, знает, как повлиять на малыша еще в утробе, а значит, сможет и после родов. Таким образом, осложнения отношений мамы и ребенка в беременности в первую очередь создают почву для нарушения их взаимодействия после родов, а уже это ведет к нарушению развития психики ребенка. Теперь подведем итог. Сильные и устойчивые отрицательные переживания матери, вынашивающей нежеланную (для нее или ее близких) беременность, отражающиеся на ее физическом состоянии (гестозы) влияют на физиологическое развитие ребенка и таким образом могут послужить причиной нарушений развития физических и психических процессов внутриутробно. Это важно в течение всей беременности, но эффект зависит от сроков развития ребенка (что именно будет нарушено) и от интенсивности нарушений состояния матери (как сильно будет нарушено). Нарушение внутриутробного развития осложняют налаживание взаимодействия с ребенком после родов, усугубляя и без того непростую ситуацию рождения ребенка от нежеланной беременности. Эмоции и мысли матери по поводу ребенка и окружающих влияют на его психику либо опосредованно через физиологические процессы, либо во второй половине беременности создают у ребенка и матери почву для осложнения взаимодействия после родов, что и служит причиной нарушений в психическом развитии ребенка после рождения (куда, понятно, относятся и интеллектуальные процессы). В последнем случае у ребенка уже внутриутробно формируются нежелательные для налаживания взаимодействия с матерью реакции на ее собственные эмоциональные проявления и «знакомые» жизненные ситуации. Так что хорошего, как видим, тут мало. А трудностей много. И главный вопрос: ЧТО В ЭТИХ СЛУЧАЯХ ДЕЛАТЬ? А вот на этот вопрос в двух словах не ответить. Не смотря на то, что переживания женщин, вынашивающих нежеланную беременность, во многом сходны, влияние их на течение беременности и развивающегося ребенка - тоже, но причины каждый раз будут разные. А в этих случаях «лечить» симптомы практически бесполезно, надо искать причину и работать с ней. Ведь с помощью новейших методов (медикаментозных и психологических) можно привести беременную женщину в более или менее оптимальное состояние (в конце концов, даже гипнозом!), но ничего нельзя сделать с самой жизненной ситуацией, из-за которой такое отношение к беременности и материнству у этой женщины возникло. Ребенок родится, и даже при хорошо выношенной беременности и благополучных родах его статус в жизни женщины и семьи не изменится (а может и наоборот, выстраданный малыш окажется дороже родителям, чем легко «полученный»). Конечно, надо изменить само отношение мамы к своей беременности, ребенку, себе и всем жизненным обстоятельствам, найти только для нее одной подходящий, всегда единственный и уникальный путь решения проблемы. Нет здесь никаких общих рецептов и мнений! Часто (а по сути всегда!) надо включать в эту работу всю семью, хотя это порой очень непросто сделать. Надо искать помощников, лучше - профессиональных: специально подготовленных для такой работы психологов, которые знакомы не только с общими приемами и методами психологической работы, но знают об особенностях состояния психики женщины в беременности и влиянии этого состояния (и его изменения с помощью психологических воздействий!) на настоящее и будущее ребенка. Если такой возможности нет, ищите поддержку у близких людей, обязательно говорите, обсуждайте свое состояние с теми, кому доверяете. Не держите все в себе - ум хорошо, а два - лучше. Да и вашему состоянию и самому ребенку полезнее полчаса (и даже час) ваших бурных слез, чем долгие недели тоски или раздражения. Малыш поймет и поможет, он всегда заодно с мамой, только дайте ему такую возможность, поддержите его инициативу: примите с благодарностью мягкие или даже более настойчивые постукивания изнутри, объясните, что происходит, представьте себе, как он слушает, что может думать и как ответит своей маме (что бы вы подумали и почувствовали на его месте, если бы к вам так обратились?). Неважно, что он еще совсем не так, как взрослые чувствует, понимает, переживает. Вы то уже можете его почувствовать, можете передать ему радость, печаль, тревогу, можете успокоить и даже развеселить. Сейчас главное - найти с малышом общий язык, найти способы самой держаться «на высоте» (в прямом смысле - на высоте положительного эмоционального и физического состояния), и готовиться к будущей жизни. А в ней необходимо искать (причем прилагая к этому немало усилий) то хорошее, что неизбежно будет (не бывает, чтобы не было - ребенок это всегда очень много хорошего, надо только успевать это разглядеть и удержать, а то он так быстро растет и меняется!), и искать пути преодоления трудностей. И это тоже надо делать активно, ведь под лежачий камень вода не течет. Часто помощь можно получить в группах подготовки к родительству, только не забывайте, что для тех, у кого беременность «нежеланная» важнее не к родам готовиться, а именно к будущему - к самому родительству, к тому, что будет потом, когда такие недолгие девять месяцев и всего несколько часов родов закончатся... А целая долгая жизнь только начнется! И, наверное, самое главное. НЕ НАДО ПОСТОЯННО ОГЛЯДЫВАТЬСЯ НАЗАД! Жизнь всегда идет вперед, и дорогу осилит только идущий. Если вы считает, что в прошлом было много ошибок (состояние в беременности далеко от идеального), то переживание по этому поводу только усугубит ситуацию. Ошибки - это повод для извлечения уроков, а не для самообвинения и фатализма. Ребенок растет и очень быстро забывает (а может и просто не знает?) о прошлом, если вы сами не будете ему постоянно об этом напоминать. Зато он очень чуток к тому, как вы относитесь к нему сейчас. А сейчас (здесь и теперь) ему нужна ваша любовь, забота, радость от общения с ним, уверенность в будушем. Это - лучшие лекари и помощники. Так что только вперед, и тогда все получиться!

ребенка беременности матери состояние ребенок состояния мамы переживания беременность развития искать поводу мама

ребенка беременности → Результатов: 109 / ребенка беременности - фото